Людовед (tsa_tsa) wrote,
Людовед
tsa_tsa

ИГРУШКА: детские полезные шалости


Как-то для одного уфимского издания я комментировала материал о том, во что играют современные дети. Журналисты с удивлением заметили, что дети в Инорсе играют в завод, во дворе элитного дома девочка стала «фитнес-инструктором», а кое-где и «бизнес-ланчем» воробьёв кормили!
И это неудивительно. Любые игры, как взрослых, так и детей, всегда были отражением жизни. Дети копируют поведение взрослых, прочитанные в книгах или увиденные по телевизору сюжеты, даже компьютерные игры.
Помню, мы в детстве отломаем веточки, очистим от листьев и орудуем ими, как шпагами! Мне нравилось быть Атосом. Особенно, когда он внезапно бледнел, почти падал в обморок, а его товарищи поддерживали его плечами.
Вот этот момент.


Помню, каким шоком для меня было, что мы стали играть в фашистов с двумя девочками. Именно в фашистов, без советских войск! Просто одна девочка предложила пытать другую… Это шло вразрез с моими представлениями о тех играх, в которые я хочу играть, которые моделируют мою жизнь в будущем. В основном, я предлагала игры, в которых были замешаны фантастика и приключения. Бегать от космических пиратов было намного интереснее, чем от кого-либо ещё.
Наряду с ролевыми играми, описанными выше, присутствует в играх современных детей и стандартный набор интеллектуальных и спортивных игр — это и прятки, и догонялки, «колечко», и «съедобно-несъедобно». К сожалению, мне кажется, что класс этих игр слабо развивается. Интеллектуальные перекочевали в компьютерную технику, а спортивные остались на уровне «вышибал».
Безусловно, стоит ещё выделить класс экстремальных игр, когда ребёнок проверяет себя, своих друзей «на слабо», получает заряд адреналина. Это лазание по деревьям, прыжки с гаражей в сугробы, разведение костров и прочие занятия, когда здоровье играющих может быть подвергнуто опасности. Если бы наши родители знали, что мы вытворяли!.. Если бы мы случайно узнали, чем занимаются нынешние дети… Я иногда наблюдаю и те же залезания на гаражи, и разведение костра с последующим бросанием в него опасных предметов. Стараюсь пресечь по мере возможности, но знаю, что это практически естественный отбор осуществляется таким образом. К счастью ли, к сожалению ли, уберечь ребёнка от таких занятий можно, но только превратив его в «растение мимозу в ботаническом саду» — помните такое детское стихотворение Сергея Михалкова?
Так что мир игр многолик и очень интересен. Можно сделать много выводов, наблюдая за играющими детьми (да и взрослыми тоже — в тех же командообразующих мероприятиях, к примеру): определить стратегию поведения, посмотреть развитость коммуникативных навыков, сделать выводы об умении ставить цели и их достигать… Только не нужно делать скоропалительных выводов в каждой ситуации. Опять-таки вспоминаю, что та же девочка в детстве предложила мне играть в «проституток». Мы делали вид, что курили и пили — на этом наши познания об этой древнейшей профессии на то время заканчивались. Но если бы кто из взрослых озаботился нашим участием в такой игре, то хлопот бы хватило и детям, и взрослым.
Игры дают прекрасную почву для развития личности — в определённом возрасте. А уже значительно позже появляются «заигравшиеся» взрослые. Но это уже совсем другая тема.
Tags: psy
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments